ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления
  • Мои подписки
Турист
Не проверенный аккаунт
  • Регистрация: 27.09.2014
  • Страны, города: 16 / 113
  • Путешествия: 2 453
  • Места и события: 598
  • Рейтинг: + 612 483
  • Репутация: + 156
  • Заметки: 44
  • Читательский охват: 754 730
  • Вопросы и советы: 0
  • Оценки и отзывы: 161
  • Друзья: 202
  • Фото: 23 099
210 рейтинг
7 Нравится
0 В избранном
8 комментариев
17 Просмотры
пожаловаться
поделиться

Один день в Суздале (часть 1)

Культура, Отчет о путешествиях, Мифы, легенды, истории в Россия, Боголюбово; Россия, Суздаль; Россия, Владимирская область

Немного в России таких городов, где именно в зодчестве отразился творческий гений народа, где воочию убеждаешься, что каждая эпоха обладает своим особым величием. Суздалю же в свой архитектурный ансамбль удалось собрать всю историю древнерусского искусства, причем так, что ни одна эпоха не выпала и не возвысилась над другой. В городе нет скучных улиц, безликих переулков, неприметных домов; здесь на узких улочках уютно разместились домики, а на взгорьях – церкви, сверкающие и переливающиеся на солнце золотыми шлемовидными куполами, разноцветными колокольнями, цветными изразцами и сложной полихромной росписью стен. (Н. А. Ионина)

19 февраля утром я вернулась из второго моего путешествия в Италию и не помышляла в ближайшее время двигаться с места, так как подходил срок рождения моего первого внука. 

И вдруг 20-го февраля позвонила моя приятельница Юля, с которой мы иногда встречались, чтобы побродить вместе с фотоаппаратами по родному городу. С Юлей мы не виделись и не перезванивались уже почти три года, поэтому я была не в курсе изменений, произошедших за это время в её жизни. Оказалось, что год назад Юля купила автомобиль, выучилась и успешно сдала экзамен на вождение и ездит теперь на работу на авто. Как многие врачи, Юля работает в нескольких местах, поэтому автомобиль ей крайне необходим.

В последний день Масленицы, 22 февраля, Юля со своими взрослыми дочками собралась в Суздаль и пригласила меня занять свободное место в её машине. Естественно, приглашение было с благодарностью принято – до предполагаемого рождения внука оставалось дней десять, а небольшой водительский стаж приятельницы не напугал меня. Забегая вперёд, скажу сразу, что никаких проблем в дороге у нас не возникло, никто нас ни разу не остановил и не оштрафовал.

Выехали мы из Нижнего Новгорода в половине восьмого утра. Накануне изучили прогноз погоды – он обещал ясную солнечную погоду в Суздале. В прогнозы я обычно не верю, поэтому обувь для поездки выбирала не по погоде, а на основании моих представлений о Суздале, как о наиболее раскрученном туристическом месте. Эти представления рисовали в моём воображении сухие и чистые улицы и площади в любое время года (примерно как в той же Италии, откуда я только что вернулась), тем паче, что у нас в Нижнем Новгороде было именно так.

Итак, когда мы выехали из Нижнего Новгорода, пошёл дождь, причем приличный. Я уже с некоторым сомнением посмотрела на свои ботиночки из натуральной кожи, но, как говорится, «поздняк метаться». 

Без приключений доехали до места. Юля прекрасно подготовилась к путешествию – часть информации по истории Суздаля она заучила наизусть и рассказывала нам в дороге (дочки её при этом дружно заснули на заднем сидении), а историю монастырей распечатала и зачитывала уже на месте.

Интересно, что учёные до сих пор не дали внятного объяснения происхождения названия города. Вот, например. с моим городом, всё более или менее ясно – нижний новый город. И споры касаются только того, по отношению к каким более древним городам наш город является нижним и новым (есть несколько версий, как официальных, так и альтернативных).

А откуда взялось загадочное имя «Суздаль»? Версий много, но они все не достаточно надёжные:
1. Слово «суздаль» происходит от древне-русского глагола «съзьдати» – «слепить из глины» от «зъдъ» - глина. Таким образом «суздаль» - «сделанный из глины» (кирпичный).
2. Впервые город упоминается как «Суждаль» в Лаврентьевской летописи 1024 года, что могло значить «основатель судил быть тут городу».
3. От слова «сушидало» - «осушаемое место».
3. Греческого происхождения: «суз дулус» - «раб твой» (чей раб – не понятно).
5. Угро-финского происхождения (перевод не приводят), так название большого числа поселений и рек вокруг города - именно угро-финского происхождения.
5. Окончание «ль» свидетельствует об обозначении основателя, как, например, в городах Ярославль, Переяславль и других. Но если мужское русское имя «Ярослав» и женское имя «Передслава» известны (и были исторические носители этих имён княжеского рода), то какое имя имелось в виду в случае Суздаля, не ясно.

Доехав до Боголюбова, Юля остановилась напротив Свято-Боголюбского монастыря и спросила, не хочу ли я сделать несколько снимков хотя бы с дороги (они здесь проезжали не так давно и фотографировать не собирались).

Конечно же, я захотела, быстренько вылезла из машины, чуточку прошла вдоль дороги, выбрала нужный ракурс и сфотографировала первый из шести древних монастырей, увиденных нами в этот прекрасный воскресный день.

Любой древний монастырь овеян легендами. Некоторые из них официально признаны историками, но поскольку материальных подтверждений нет, так как все древнерусские письменные источники уничтожены и написаны заново по приказу Петра I (для придания легитимности переходу власти в государстве от династии Рюриковичей к династии Романовых), то будем называть их легендами.

Легенда о создании Свято-Боголюбского монастыря.

В 1155 году князь Андрей Боголюбский, переселяясь из Вышгорода под Киевом в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукой (впоследствии икона была названа Владимирской).  Первоначально князь повёз икону в Ростов. Свита князя проехала через Владимир, но через некоторое время лошади вдруг остановились. Князь приказал заменить их, но и свежие лошади не сдвинули саней с места. Князь увидел в этом волю Божию и приказал остановился на этом месте на ночлег. Усталые путники тут же уснули, одному князю было не до сна - он молил Господа и Богоматерь открыть ему свою волю. Вдруг в полночь явилась князю сама Богоматерь и сказала: «Поставь мой образ во Владимире, на этом же месте построй храм в память моего Рождества и устрой здесь обитель для иноков». Утром к удивлению окружающих князь приказал всем вернуться во Владимир, а на месте видения построил в 1156 году церковь в честь Рождества Богоматери и основал при ней монашескую обитель. Чтобы увековечить видение для потомков, Андрей приказал написать образ Богоматери в том виде, в каком она явилась ему. Это и есть знаменитая Боголюбская икона Божией Матери. Фотография  этого образа – главное фото заметки.

Немного не доехав до Суздаля, мы остановились у смотровой площадки, с которой нам открылись весьма живописные виды на этот древний сказочный город.

Вдоволь налюбовавшись панорамой Суздаля, мы отправились дальше. Тем более, что на смотровой площадке собираль целая толпа, только что вышедшая из экскурсионного автобуса. 

Нас обгоняли конные прогулочные экипажи, а впереди уже были видны первые  домики.

Через считанные минуты мы оказались у стен Покровского монастыря. 

Этот монастырь был основан в 14 веке на низком берегу реки Каменки. Интересно, что на высоком берегу напротив расположился Спасо-Евфимьев монастырь. Поэтому общие фото того и другого монастыря лучше всего было сделать, стоя на противоположном берегу реки рядом с другим монастырём.

Вид на Спасо-Евфимьев монастырь от Покровского монастыря.
Вид на Покровский монастырь от Спасо-Евфимьевского монастыря.

Легенда о создании Покровского монастыря.

Князь Суздальский и Нижегородский Андрей Константинович путешествовал на ладье по Волге.  Внезапно поднялась буря, и князь, обратившись к Богу, пообещал, что если останется жив, построит в Суздале женский монастырь и сдержал обещание. Женский монастырь был назван в честь Покрова Богородицы Покровским. Почему князь дал в экстремальной ситуации такое конкретное обещание (именно в Суздале, если он едва не погиб на Волге, и именно женский) – легенда умалчивает.

Первые строения и стены монастыря были деревянными, и от них ничего не осталось. В 16  веке князь Василий III жертвует монастырю большие средства (см. следующую легенду), на которые был построены Покровский собор, Святые врата с церковью и колокольня. Видимо, одновременно были построены не сохранившиеся до наших дней кельи и ограда. Существующая ограда построена в 17 веке.

В основном обитель известна как место заточения  опальных цариц и княгинь. Многие из этих женщин были похоронены в усыпальнице Покровского подцерковья. С одной этих женщин связаны сразу две легенды Покровского монастыря.

Легенда о царице Соломонии.
Одной из первых родовитых женщин, отправленных в Суздаль, стала царица Соломония Сабурова, жена Василия III. Через 20 лет супружеской жизни царь обвинил ее в бесплодии, собравшись жениться на польской красавице Елене Глинской. Чтобы церковь разрешила развод, Василий III истратил огромные средства на строительство Покровского монастыря. В результате согласие было получено и Соломонию насильно постригли в монахини под именем Софии в 1525 году. Царица заявила, что Бог всё видит и отомстит ее гонителю. Патриарх Иерусалимский Марк предсказал Василию III, что если тот женится вторично, то «будет иметь злое чадо», которое поразит мир своей жестокостью (сыном царя от второго брака стал Иван Грозный). Между тем через несколько месяцев поползли слухи, что царицу постригли в монахини уже беременную, и в монастыре она родила сына Георгия. Соломония умерла через 17 лет после принятия пострига. Ее похоронили в подклете Покровского собора и канонизировали (к мощам святой до сих пор съезжаются паломники, просящие Софию Суздальскую об исцелении и о даровании детей).

Легенда о разбойнике Кудеяре.
Опасаясь за судьбу царевича и мести со стороны бывшего супруга и его новой жены, Соломония объявила, что Георгий скончался и даже инсценировала похороны сына (в 1930-х годах на территории монастыря археологи действительно обнаружили надгробие, под которым лежала нарядно одетая кукла). А законного наследника престола царевича Георгия тайно вывезли в Керженские леса и воспитывали в лесных скитах. Впоследствии он стал знаменитым разбойником  Кудеяром (рассказы о разбойнике Кудеяре передавались из уст в уста).

В Покровский монастырь были сосланы и другие именитые опальные дамы. Здесь жили дочь и племянница Ивана III, жена князя Владимира Старицкого, одна из жен Ивана Грозного, две жены царевича Ивана (сына Ивана Грозного), вторая жена царя Василия Шуйского, жена Петра I Евдокия и многие другие.

Сначала мы погуляли вдоль стен монастыря снаружи и полюбовались не только самими стенами и башнями, но и окружающими пейзажами, и зимней речкой Каменкой.

Затем вернулись к воротам и прошли под образом на территорию монастыря.

Главное и центральное здание в монастыре - Покровский собор (1510-1514).

С северо-запада от собора стоит шатровая колокольня – интересный памятник древнерусского зодчества. Нижняя часть ее относится к 1515 году (это была подколокольная церковь, построенная в форме восьмерика и завершавшимся кирпичным шатром). 

В 17 веке она была надстроена арочным ярусом и завершена высоким острым шатром с тремя рядами слуховых отверстий. В 18 веке собор соединили с колокольней крытой галереей с двумя арочными проемами и рядом окошек с пышными наличниками.

Три перспективных портала с юга, запада и севера вводят в помещение собора, два из них расписаны орнаментом. Над западным порталом в галерее сохраняется небольшой фрагмент начальной живописи, изображавший «Нерукотворного Спаса». Примыкающие с запада и севера крыльца построены в конце XVII века, при реставрации они сохранены.

Фото с Юлей в портале - для оценки его размеров.

Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1510-1518) - своего рода крепостная башня с большой проездной аркой и малой аркой для пешеходов. По композиции надвратная церковь  повторяет большой Покровский собор, хотя украшена более богато.

Очень интересный памятник расположен к северу от собора. Это Зачатьевская трапезная церковь (после 1551 г.). Она была построена на месте старой деревянной по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Анны.

Большое здание с одной главкой украшено необычным рисунком - в верхней части стены из красного кирпича выложены крупные ромбы. И сама техника кладки стены и сводов характерна для польской архитектуры (вспомним, что мать Ивана Грозного была полькой).

К западному углу церкви была пристроена небольшая звонница с шестигранным шатром, характерным для деревянного зодчества.

Рядом с трапезной церковью располагались подсобные здания: ледники, складские помещения, сохранившаяся до наших дней и значительно реставрированная поварня (конец 17 в.). 

В юго-западном углу монастыря располагается приказная изба, или судный дом (конец 17 в.). Приказная изба - памятник гражданской архитектуры. Вытянутое здание разделено внутри на три помещения: северное занималось под архив, центральное - под приказную палату (здесь сидел главный дьяк, управляющий вотчинами), а в третьем помещении допрашивали и пытали провинившихся. Под приказной избой располагается тюремный «мешок» размером 2х4х3 м, снабженный одним окном с решеткой.

Окружающая монастырь ограда с башнями (17-18 века) уже в 16 веке была частично построена из камня, но позднее разобрана и перестроена, а в 20 веке реставрирована.

Наиболее старые сохранившиеся части имеют характерные оборонительные черты: узкие бойницы, изнутри -  глухие арки для установки пушек.

В северной стороне монастыря сохранились шатровые башни XVII века, почти без декора; эта часть отгорожена от остального монастыря стеной и представляет собой небольшой дворик.

Восьмигранные башни 18 века наряднее, возможно, что первоначально они тоже имели шатровые завершения, позднее замененные на полусферы со шпилями. Стены их украшены рядом окошек с наличниками, декоративными бойницами и горизонтальными тягами, делящими грани на части.

Весь комплекс Покровского монастыря находится под охраной ЮНЕСКО. 

Сомо собой, имея домя пять кошек, я не могла обойти вниманием монастырского кота. Тем более, что он очень похож на моего кота Тимофея, только потолще (видимо, в монастыре живётся сытнее).

В монастыре долгое время размещалась популярная у иностранных туристов гостиница, устроенная в стилизованных избах. 

В 2008 года гостиница была закрыта владельцами и подарена монастырю. 

Теперь в деревянных домиках расположены кельи монахинь и приют для девочек.

На территории монастыря работает паломническая трапезная. 

Выйдя с территории монастыря, и пройдя вдоль стен, мы сфотографировали Спасо-Евфимовский монастырь, стоя рядом с компанией местных мужчин, жаждущих нашего внимания и фотографии на память. Разве можно отказать в такой пустяковой просьбе. Вот они:

На этой радостной ноте я и позволю себе закончить первую часть моего отчета. Продолжение следует...

ДОБАВЛЕНО 10 апреля 2015 11:24

комментарии - 8

galja Москва, Турист
12:20 10.04.2015

Ирина, спасибо! Очень приятно (особенно в этот день) было открыть и прочитать Вашу заметку!

ОТВЕТИТЬ
irina_1957 Нижний Новгород, Турист
12:53 10.04.2015

galja, galja-k, Большое спасибо, Галя!

ОТВЕТИТЬ
Наталья Коткова Нижний Новгород, Турист
12:38 10.04.2015

Очень понравился рассказ и о Суздале, и вашем маршруте! Фото красивейшие получились))) Жду продолжения? А кошек-то, я думала, четыре!Пять?

ОТВЕТИТЬ
irina_1957 Нижний Новгород, Турист
12:55 10.04.2015

Наталья Коткова, Babatusya57, Спасибо, Наташ! Уже полтора года, как их пять. Младшенький - из сада сестры, я тебе рассказывала. А по весу он уже самый большое - около 5 кг, остальные все весят около 4 кг.

ОТВЕТИТЬ
Tатьяна Бурлака Дубна, Турист
18:00 10.04.2015

Ирочка,спасибо!!! Видимо на Руси не только котам жить хорошо,но и "этим трем котам"-упитанные товарищи,вниманием не обделены,да и питанием!

ОТВЕТИТЬ
irina_1957 Нижний Новгород, Турист
21:42 10.04.2015

Tатьяна Бурлака, Tati2707, Танюш, спасибо! Но их же четверо )))

ОТВЕТИТЬ
Tатьяна Бурлака Дубна, Турист
22:47 10.04.2015

irina_1957, irina_1957, У МЕНЯ НА ФОТО ТОЛЬКО ТРОЕ МУЖЧИН,ЧЕТВЕРТЫЙ "ПО ГАБАРИТАМ НЕ ПРОШЕЛ"!

ОТВЕТИТЬ
irina_1957 Нижний Новгород, Турист
22:49 10.04.2015

ДОБАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ