Санкт-Петербург

Saint Petersburg, Russia   •   Карта города
 
Одной страницей Места 4 k Заметки 49
Экскурсии 92 Оценки и отзывы Туристы
Фото города 27 k Вопросы и советы 196 Последние обновления
Карта города 4 k Улицы 844
Рейтинги
Одной страницей Места 4 k Заметки 49
Описание Экскурсии 92 Оценки и отзывы Туристы Рейтинги
Фото города 27 k Вопросы и советы 196 Обновления
Карта города 4 k Улицы 844
 
Распечатать Скачать Pdf

Эхо забытой войны. Цусима, памятные места Санкт-Петербурга

Маршрут пройден
Дата составления: 13 май 2016 Reo-Spb Активный маршрут
пеший 6 км 1 день 14 мест Рекомендуем взять P1000
... В саду морского Никольского (правильнее - Николо-Богоявленского) собора есть обелиск. Установлен он был в 1908-м году моряками Гвардейского экипажа в третью годовщину Цусимского сражения в память о погибших на броненосце "Александр III". Конечной точкой экскурсии должен стать именно этот обелиск. Начать прогулку я решил от проходной Балтийского завода...
День 1 6 км 13 мест
"... Коковцев повернул голову, и перед ним возникло невероятное зрелище: мимо «Суворова» прокатило остов корабля, уже не имевшего ни мачт, ни труб, он шел с сильным креном, его правый борт раскалился докрасна, будто противень, дым из кочегарок вырывался не из труб, а прямо из палубы, будто там, внутри корабля, работали огнедышащие вулканы. А вся носовая часть была вскрыта, словно жалкая консервная банка. Но он все-таки шел. Он все-таки стрелял!
— Кто же это? — не мог узнать корабля Коковцев.
— Это «Александр III», досталось ему... бедняге.
Не это поразило Коковцева — другое! На мостике броненосца, в очень спокойных позах, как дачники на веранде, стояли, облокотясь на поручни, офицеры и мирно беседовали, а вокруг них все рушилось, все погибало в пламени.
— Гвардия, — произнес Коковцев. — Помогай им Бог."

В.Пикуль, "Три возраста Окини-сан"

27-28 (по старому стилю 14-15) мая 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра приняла бой в Японском море недалеко от острова Цусима... Я не буду описывать ход сражения и его итоги - этой информации в интернете достаточно. Цель моей заметки - почтить память моряков, участников этой битвы. Для этого я решил сделать фотоэкскурсию по местам Санкт-Петербурга, связанным с той войной.
11 мая 1900 года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе, в торжественной обстановке был заложен головной корабль новой серии Российских эскадренных броненосцев – "Императоръ Александръ III". В июле 1901 года броненосец был готов к спуску на воду. Церемония состоялась 21 июля 1901 года в присутствии императорской семьи.
... Однако торжественный момент омрачился печальным происшествием: внезапно налетев­шим порывом ветра с крыши эллинга сорвало тяжелый флагшток с императорским штандар­том, рухнувший в толпу зрителей. Погибли три человека...

12 октября 1903 года броненосец был введен в строй. С 8 сентября 1903 года укомплектован Гвардейским экипажем.
... Я решил прогуляться до Балтийского завода от метро "Приморской", а там уже начать по-тихоньку фотографировать. Зря. Минут 40 потраченного времени - пока добрался до намеченной точки. Впрочем, сделал несколько снимков на Кожевенной линии - корпусов заводов, построенных на рубеже XIX и XX веков...
В этих промышленных районах оказались и памятники XVIII века. Жаль, что никто не хочет ими заниматься:В этих промышленных районах оказались и памятники XVIII века. Жаль, что никто не хочет ими заниматься:
Это особняк Брусницыных, владельцев кожевенных фабрик. Построен во времена Екатерины II...

А вот Косая линия оказалась пооживленнее. На ней даже нашлись цветущие яблони!
На Косой линии корпус училища имени С.О.Макарова, адмирала, погибшего возле Порт-Артура... Корпус построен в конце XIX и сегодня производит отличное впечатление - все красиво отреставрировано, территория чистая и аккуратная:
Ну вот и главная проходная Балтийского завода:

я здесь был На карте

Балтийский завод Санкт-Петербург

Балтийский завод находится в устье Невы на юго-западной оконечности ВО. Основан в 1856 г. купцом М. Е. Карром и инж. М. Л. Макферсоном как литейный, механический и строительный завод. В 1874 г. стал собственностью русско-английской акционерной компании. Через год компания была преобразована в "Русско-Балтийское железоделательное и механическое общество". Предприятие разделилось на две части: судостроительную у Невы и механическую между Кожевенной и Косой линиями. В 1894 г. завод перешёл в ведение Морского министерства. Большое число зданий на территории завода строили А. Ю. Новицкий, Р. Р. Марфельд, П. П. Висьневский, А. И. Голицынский. На предприятии строились военные корабли: канонерская лодка "Опыт" - первый в стране железный корабль с броневой защитой (1861), "Адмирал Нахимов" - в свое время сильнейший в мире броненосный крейсер (1884-1887), линкоры "Севастополь" и "Петропавловск" (1909-1914). С 1901 г. на заводе строятся подводные лодки. В 1912 г. на заводе был создан воздухоплавательный отдел для строительства дирижаблей. Один из видов деятельности завода - производство судовых машин и механизмов, паровых котлов, электродвигателей. После окт. 1917 здесь стали строить и суда хозяйственного назначения, ледоколы.В послевоенные годы Балтийский завод стал строить военные корабли с ядерными энергетическими установками. В 1997 г. построен крейсер "Петр Великий".Комплекс сооружений Балтийского судостроительного и механического завода: Жилой дом служащих и школа (лит. К-1) 1906-1908 гг. - автор не установлен. Производственный корпус (малый механический цех) (лит. К-6 цех 9) начало ХХ в. - автор не установлен. Служебный корпус (лит. К-18) начало ХХ в. - автор не установлен. Большая механическая мастерская (лит. К-21) 1891, 1890-е., 1907 гг. - автор не установлен. Медницкая мастерская (лит. К-40) 1898 г. - автор не установлен. Производственный корпус (лит. К-41) начало ХХ в. - автор не установлен. Главный административный корпус (с плазом) (лит. К-47) 1906 г. - автор не установлен. Электростанция и склад листовой стали (лит. К-51, К-52) конец ХIХ века - автор не установлен. Судостроительная мастерская (лит. К-53) конец ХIХ века - автор не установлен. Корпус - Кожевенная линия, 18-20 - 1890-е гг. - арх. А. Ю. Новицкий, Р. Р. Марфельд. Котельная мастерская - конец 1890-х гг. - арх. П. П. Висьневский, 1910-х гг. - арх-ры Л. Г. Эмме, П. Н. Шаховский - расширение. Церковь Балтийского судостроительного и механического завода во имя Св. Николая Чудотворца. Церковь принадлежала Морскому ведомству. Она располагалась в железобетонном здании столовой завода. Здание церкви одноэтажное, двусветное. Храм был рассчитан на 6000 человек. Церковь была устроена по ходатайству начальника завода генерал-майора Петра Филипповича Вешкурцева. Освящена 16 декабря 1907 г. В храме имелось два престола: главный - во имя Св. Николая Чудотворца и придельный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Около церкви находилась звонница. Прихожанами храма были мастеровые и рабочие завода. По штату, который был высочайше утвержден Николаем II в 1910 г., при церкви положены были: один священник, диакон и псаломщик. Они получали денежное довольствие за счёт Морского министерства. Причт пользовался казёнными квартирами с отоплением и освещением в домах, принадлежащих заводу.После 1917 г. на заводе изготавливали сельскохозяйственные орудия, оборудование для Волховской ГЭС и др. строек страны, ремонтировали корабли и суда Трансбалта. В середине 1820-х гг. завод вновь приступил к постройке судов. В 1925 был спущен первый советский лесовоз. В 1935 г. присвоено имя Орджоникидзе. В годы ВОВ завод выполнял заказы фронта: перестраивал шаланды в канонерские лодки, строил тральщики, баржи, ремонтировал корабли. После войны завод реконструирован. В середине 1970-х строит атомные ледоколы. В 1975 спущен на воду первый из них - "Арктика", затем "Сибирь" (1977), "Россия" (1986), "Советский Союз" (1990).
Дальше снова угрюмого вида промышленные улицы и все тот же Балтийский завод:
И, ура! Нева. Не парадная. Рабочая, портово-судостроительная:
Далее - набережная лейтенанта Шмидта. Не смог пройти мимо одного из красивейших питерских храмов - церковь Успения Богоматери:
Ну и Нева, конечно же -
... неразрывно связана с русским военно-морским флотом, во все времена:... неразрывно связана с русским военно-морским флотом, во все времена:

я здесь был На карте

Лодка-музей «С-189» в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург

Лодка-музей «С-189» в Санкт-Петербурге является плавучим музеем. Это бывшее военное судно, которое находится на стоянке на набережной Лейтенанта Шмидта.
Последний взгляд на Неву заводскую...
Русская гвардия... Наверное, не случайно командиром броненосца "Александр III" оказался Николай Михайлович Бухвостов. Именно его предок, Сергей Леонтьевич Бухвостов (1659 — 1728) — российский офицер, в 1683 году первым записался в потешный Преображенский полк Петра Великого и прозван был Петром «первым российским солдатом». И уж точно он был первым российским гвардейцем.
... Совсем рядом с Балтийским заводом, на набережной Лейтенанта Шмидта, находится бывший Морской Кадетский корпус. Сейчас, после многочисленных переименований, слияний и разделений это учебное заведение называется «Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт»... Практически все офицеры и адмиралы русского флота были выпускниками Морского корпуса.

я здесь был На карте

Морской корпус Петра Великого Санкт-Петербург

Морской корпус Петра Великого известен также как Санкт-Петербургский военно-морской институт. Здесь получили образование многие выдающиеся флотоводцы.
12 сентября 1873 в Морской Кадетский корпус был принят Н.И.Бухвостов. 18 сентября 1903 года, ровно через 30 лет он стал командиром "Александра III".
Перед морским корпусом памятник Ивану Крузенштерну. Хоть он и не герой русско-японской, но не сфотографировать его не смог:

я здесь был На карте

Памятник И. Ф. Крузенштерну в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург

Памятник И. Ф. Крузенштерну разместился на набережной Лейтенанта Шмидта,напротив Морского кадетского корпуса, в котором учился Иван Федорович, а позже был руководителем. Торжественное открытие монумента состоялось в 1873 году, на открытие присутствовало множество людей, среди них губернатор города, и руководитель кадетского корпуса.
Подходя к Благовещенскому мосту (бывш. мост Лейтенанта Шмидта),Подходя к Благовещенскому мосту (бывш. мост Лейтенанта Шмидта)

я здесь был На карте

Благовещенский мост Санкт-Петербург

Благовещенский мост является одной из достопримечательностью Санкт-Петербурга и расположен на реке Нева. Он был построен в 1842 году, как постоянный мост между Васильевским островом и Английской набережной по проекту С.В. Кербедза.
вспомнил еще об одном человеке, чья судьба оказалась связана с русско-японской войной. Это художник-баталист Верещагин, погибший в Порт-Артуре вместе с адмиралом Макаровым на броненосце "Петропавловск". Верещагин также был выпускником Морского корпуса, а затем окончил Императорскую академию художеств (сегодня - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина):
С Васильевского острова дальнейший путь на другую сторону Большой Невы, на Английскую набережную:С Васильевского острова дальнейший путь на другую сторону Большой Невы, на Английскую набережную:
Здесь имеется памятный знак, поставленный в честь другого корабля, участника Цусимского сражения - крейсера "Авроры". С этого места был дан холостой выстрел, послуживший началу штурма Зимнего дворца в октябре 1917-го... Именно благогодаря этому выстрелу до сих пор сохранился крейсер - участник русско-японской войны.

я здесь был На карте

Стела в честь исторического выстрела крейсера «Аврора» Санкт-Петербург

Стела в честь исторического выстрела крейсера «Аврора» установлена в честь исторического залпа, послуживший сигналом к началу штурма Зимнего дворца.
В самом конце Английской набережной построена часовня... Это место уже имеет самое непосредственное отношение к нашей теме. Здесь стоял храм Спас-на-Водах, построенный в 1911-м году. Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в русско-японской войне 1904—1905 годов. Одна из петербургских газет писала: «Там, где Нева, миновав все навесы мостов, вольно несёт свои волны в море, на берегу, оглушаемом шумом Нового Адмиралтейства, высится белый храм… Этот храм Христа Спасителя, сооружённый для вечного поминовения моряков, убиенных в русско-японскую войну».

я здесь был На карте

Часовня в память храма Спаса на водах Санкт-Петербург

Часовня в память храма Спаса на водах – это уникальный памятник морякам, погибшим во время русско-японской войны 1904-1905 годов.
8 марта 1932 года храм был окончательно закрыт и вскоре взорван, несмотря на тысячи собранных в его защиту подписей...

27 мая 1998 года — в 93-ю годовщину Цусимского сражения на месте храма была заложена часовня. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в основание новой часовни был положен закладной камень, мраморная доска с каноническим памятным текстом и Георгиевской крест, привезённый из Франции внуком одного из строителей первого храма Спас-на-Водах. 23 мая 2002 года состоялось торжественное поднятие креста на часовню. Форма креста часовни аналогична форме креста «Спаса-на-Водах»: в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря. 24 мая 2003 года часовня торжественно была освящена.

Так выглядел взорванный храм:
Сегодня часовня находится практически на территории завода "Адмиралтейские верфи" (до революции - "Новое Адмиралтейство" и "Верфь на Галерном острове"), со стапелей которого сошли другие броненосцы серии - "Бородино" и "Орел". Четвертый - "Князь Суворов", как и "Александр III" изготовили на Балтийском заводе. Три из четырех броненосцев погибли при Цусиме. Только "Орел" оказался в числе сдавшихся японцам вместе с остатками эскадры...
Даже в таких промышленных районах Питер не перестает быть Питером:

я здесь был На карте

Набережная Ново-Адмиралтейского канала Санкт-Петербург

Набережная Ново-Адмиралтейского канала находится в городе Санкт-Петербург, на левом берегу канала, проходящего от слияния реки Мойки и Адмиралтейского канала до реки Большой Невы. Название набережной менялось в соответствии с названиями канала: в 1738 году, это Галерная улица, в 1769 году – Галерный переулок, в 1794 году – Головин переулок, с 1820 года– Адмиралтейская набережная, а с 1830 года – Ново-Адмиралтейская.
Дорога к следующей цели ведет по местам, тесно связанным с историей русского флота - остров Новая Голландия, Алексеевский дворец (принадлежал брату Александра III, великому князю Алексею Александровичу, главному начальнику флота и Морского ведомства. Подал в отставку после Цусимы),
улица Декабристов, ранее называвшаяся Офицерской...
Средоточение храмов всех возможных конфессий:

я здесь был На карте

Храповицкий мост в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург

Храповицкий мост в Санкт-Петербурге – это мост, который соединяет набережную Адмиралтейского канала и улицу Писарева.

я здесь был На карте

Могилёвский мост Санкт-Петербург

В 1941 деревянный трёхпролётный мост сгорел из-за немецкой бомбёжки и на его месте был сооружен новый мост, но уже в послевоенное время (1951—1953 года).
Гвардейский экипаж — военно-морская часть русской императорской гвардии. Сформирован 16 февраля 1810 года и располагался на набережной канала Грибоедова (Екатрининский канал), рядом с Крюковым каналом. Гвардейцами был укомплектован экипаж броненосца "Александр III". Русская гвардия не посрамила честь знамен и в цусимской трагедии...
Вот он, Гвардейский экипаж:

я здесь был На карте

Казармы Морского Гвардейского экипажа в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург

Один из домов, расположенный канале Грибоедова в начале XIX века занимал Морской Гвардейский экипаж. Здание было построено в период с 1843 по 1844 годы по проекту военного инженера М. А. Пасыпкина, а спустя несколько лет, в 1852 году его перестроил уже другой архитектор. Стилистически здание казарм относится к переходному стилю от классицизма к неоренессансу.

я здесь был На карте

Красногвардейский мост Санкт-Петербург

Красногвардейский, Пикалов и Старо-Никольский мосты образуют единый ансамбль архитектуры.
Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение: «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского...» за счет Морского ведомства и доброхотных сборов возвести в граде Святого Петра каменную церковь в честь покровителя моряков — святителя Николая-Чудотворца. 16 июня императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведении новой каменной церкви взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви.
Нижний храм во имя святителя Николая был освящен архиепископом Сильвестром в царствование Елизаветы Петровны 5 декабря 1760 года, накануне храмового праздника. В тот же день освящен правый предел нижнего храма в честь Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи. 20 июля 1762 года архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином в присутствии императрицы Екатерины II был освящен верхний храм в честь Богоявления и нижний левый предел в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского.
Первоначально храму, заложенному в Морской слободе, предназначалась судьба обычной приходской церкви для служащих адмиралтейских заводов и жителей окрестных мест. Но в действительности храм стал памятником славы русского флота. На особое положение Никольского собора обратила внимание Екатерина Великая. К началу ее царствования было практически завершено строительство храма, а нижний храм был уже и освящен. Новый храм по великолепию и размерам на то время уступал лишь Петропавловскому собору. На освящении собора императрица «изустно повелела» новоосвященную церковь именовать Морским собором. Этим повелением была определена вся дальнейшая судьба храма и его значение для истории российского флота.
К сожалению, не удалось попасть в ту часть храма, где установлены мраморные доски с названиями погибших кораблей. Поэтому сфотографировал только ту часть, которая была открыта:
Ну вот и дошел до стеллы в Никольском саду... Памятник был построен по проекту архитектора-художника Я. И. Филотея. На бетонном фундаменте поставлены три плиты из черного гранита. Пьедестал выполнен из красного мелкозернистого гранита и на него поставлен обелиск, увенчанный бронзовым орлом с крестом. На лицевой стороне пьедестала помещен бронзовый барельеф броненосца в бою, а под ним список офицеров и кондукторов. На остальных трех сторонах поименный список всех нижних чинов по губерниям. Выше этих досок в бронзовом венке был помещен образ Святителя Николая с надписью возложенной Марией Феодоровной: «Вечная память героям дорогого мне Гвардейского Экипажа, доблестно погибшим в боях минувшей Русско-Японской войны на эскадренных броненосцах Император Александр III, Петропавловск и крейсерах Адмирал Нахимов и Урал. МАРИЯ». В другом венке помещен текст Евангелия от Иоанна XV, 13: «Больше сия любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». В третьем- карта пути следования броненосца из Балтийского моря до острова Цусима, и в четвертом – надпись «Героем броненосца «Император Александр III». Гвардейский Экипаж». Венчал обелиск бронзовый орел с крестом...

я здесь был На карте

Обелиск в память о моряках броненосца "Император Александр III", погибших в сражении при Цусиме Санкт-Петербург

Обелиск в память о моряках броненосца "Император Александр III", погибших в сражении при Цусиме расположен неподалеку от Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге. Этот мемориал создан скульптором Артемием Обером по проекту архитектора Якова Филотея.
Я начинал эту заметку выдержкой из произведения Валентина Пикуля, где описана гибель "Александра III", закончить рассказ о нем хочу также цитатой, но из другой книги...

"На смену «Суворову» явился «Александр III», с именем которого навсегда останутся связанными наиболее жуткие воспоминания об ужасах Цусимы. После того, как эскадра лишилась адмирала, он стал во главе боевой колонны и повел ее дальше. На этот броненосец обрушился весь огонь двенадцати японских кораблей. А он, приняв на себя всю тяжесть артиллерийского удара, ценою своей гибели спасал остальные наши суда. В безвыходной обстановке сражения он иногда даже проявлял инициативу, на какую только был способен, не раз прикрывал собою «Суворова» и пытался прорваться на север под хвостом неприятельской колонны. Однажды ему удалось воспользоваться туманом и временно вывести эскадру из-под огня. В продолжение нескольких часов он с выдающимся мужеством вел бой против подавляющих сил врага. К вечеру это была уже не война, а бойня.
Броненосец "Александр III", как и другие корабли, не выдержал наконец неприятельского натиска. В шесть часов, сильно накренившись, он вышел из строя. Вид у него в это время был ужасный. С массою пробоин в бортах, с разрушенными верхними надстройками, он весь окутался черным дымом. Из проломов, из кучи. разбитых частей вырывались фонтаны огня. Казалось, что огонь вот-вот доберется до бомбовых погребов и крюйт-камер и корабль взлетит на воздух. Но броненосец через некоторое время оправился и, слабо отстреливаясь, снова вступил в боевую колонну. Это была последняя попытка оказать врагу сопротивление.
Что происходило во время боя на его мостиках, в боевой рубке, в башнях и на палубах? Кто же именно был тем фактическим командующим, который так талантливо маневрировал в железных тисках японцев? Был ли это командир корабля, капитан 1-го ранга Бухвостов, его старший офицер Племянников или под конец последний уцелевший в строю младший из мичманов? А может быть, когда никого из офицеров не осталось, корабль, а за ним и всю эскадру вел старший боцман или простой рулевой? Это навсегда останется тайной.
Но поведение этого гордого корабля в самом ужасном морском бою, какой только знает история, у многих будет вызывать удивление.
Броненосец, вступив снова в строй, переместился уже в середину колонны, а свое почетное головное место уступил однотипному собрату "Бородино". Здесь, на новом месте, "Александр III" продержался еще каких-нибудь двадцать-тридцать минут. Достаточно было ему подвергнуться еще нескольким ударам крупнокалиберных снарядов, чтобы окончательно лишиться последних сил. На этот раз он выкатился влево. Очевидно, у него испортился рулевой привод, руль остался положенным на борт. От циркуляции получился сильный крен. Вода, разливаясь внутри броненосца, хлынула к накренившемуся борту, и сразу все было кончено...
С крейсеров "Адмирал Нахимов" и "Владимир Мономах", следовавших за броненосцем, видели, как он повалился набок, словно подрубленный дуб. Многие из его экипажа посыпались в море, другие, по мере того как переворачивалось судно, ползли по его днищу к килю. Потом он сразу перевернулся и около двух минут продолжал плавать в таком положении. К его огромному днищу, поросшему водорослями, прилипли люди. Полагая, что он еще долго будет так держаться на поверхности моря, на него полезли и те, которые уже барахтались в волнах. Издали казалось, что это плывет морское чудовище, распустив пряди водорослей и показывая рыжий хребет киля. Ползающие на нем люди были похожи на крабов.
Оставшиеся корабли, сражаясь с противником, шли дальше. Свободно гулял ветер, уносясь в новые края. Там, где был "Александр III", катились крупные волны, качая на своих хребтах всплывшие обломки дерева, немые признаки страшной драмы. И никто и никогда не расскажет, какие муки пережили люди на этом броненосце: из девятисот человек его экипажа не осталось в живых ни одного."

А.Новиков-Прибой, "Цусима"
Точкой после такой прогулки может стать посещение ресторана. Ближайший - совсем рядом - "Entree". Там можно и основательно посидеть, и довольно быстро перекусить, потому как под одной крышей совмещены ресторан и бистро...

я здесь был На карте

Ресторан Entree в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург

Ресторан Entree находится в Санкт-Петербурге на улице Бакунина 5. Меню очень разнообразно, в нем представлены различные блюда из утки, свинины, а так же вкусные пироги, салаты, сэндвичи. В основном в ресторане преобладает французская кухня.
Комментарий 
Добавить отзыв

 Поделитесь своими впечатлениями

Месяц
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Год
2018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970
С кем был
ПаройС друзьямиС коллегами по работеС семьейВ одиночкуСемьей с маленькими детьмиСемьей с детьми

Добавить отзыв
  Обратная связь Предложение сотрудничества

Пишите нам об ошибках, неточностях и просто свои соображения о проекте.

Ваше имя:*

Укажите тему обращения:*

Сообщение:*

E-mail для связи:*

Телефон для связи:

 

 

Другие города и курорты

Все города и курорты России 1 075  

Места и подборки

Места России 44 029
Сборники России
Все места 131 582
Все сборники 540
 
 
.
Подписка на обновления
Нравится ? Подпишитесь на обновления по курорту, выбрав интересующие вас материалы:

Закрыть Сохранить изменения

Год:Месяц:

С кем: