16 апреля — 11 января 2015
Третьяковская галерея отмечает юбилей выдающегося скульптора Веры Игнатьевны Мухиной (1889–1953) камерной выставкой, на которой представлены малоизвестные произведения, созданные в период с середины 1910-х до конца 1940-х годов. Часть работ поступила в собрание Галереи еще при жизни автора, многие скульптуры никогда ранее не выставлялись, некоторые демонстрируется впервые после реставрации.
Важный раздел экспозиции составляют портреты современников, в которых Мухина стремилась запечатлеть обобщенный идеализированный образ, тип "нового человека". Среди них – женский портрет 1930 года, портрет архитектора Сергея Андреевича Замкова (1935), портрет инженера Петра Николаевича Львова (1940), одного из авторов металлической конструкции скульптуры "Рабочий и колхозница".
Монументальность, читаемая в этих работах, была основным свойством искусства Мухиной. Высокая степень обобщения художественных форм и аллегоричность образов проявились в ее станковых, монументальных, монументально-декоративных и мемориальных произведениях, а также в прикладном и театрально-декорационном искусстве, к которому периодически обращалась Мухина.
Некоторые проекты большой скульптуры остались не осуществленными мастером. Выставка позволяет познакомиться с замыслами произведений, которые сама Мухина называла "мечтами на полке". Среди них – композиция "Пламя революции" (1922–1923), конкурсный проект памятника Я.М.Свердлову, созданный в рамках реализации плана монументальной пропаганды. Скульптура "Борей" (1938) должна была стать частью композиции "Спасение челюскинцев". На выставке представлен портрет кисти М.В. Нестерова 1940 года, где Мухина изображена в процессе работы над этим произведением. В экспозиции впервые будет показан недавно отреставрированный проект памятника героической авиации (1945).
В залах постоянной экспозиции искусства XX века представлены 9 работ Веры Мухиной. В состав настоящей выставки, проходящей в рамках сменных экспозиций отдела скульптуры, включены более 20 работ. Они дают возможность создать более полное впечатление о творческом пути мастера.